Несколько лет назад, в качестве инвестиционного советника я сопровождал в Украину директора по развитию одной из крупных европейских корпораций, которая активно инвестирует в страны Центрально-Восточной Европы. Эта компания нашла оптимальную для себя стратегию экспансии на рынки Восточной Европы – производя высокотехнологическое оборудование и развивая достаточно сложные технологические решения в машиностроении, она размещает свои предприятия в постсоветских странах, а именно в тех городах, которые характеризуются оптимальной комбинацией трех факторов: хорошим логистическим положением, позволяющим поставлять продукцию не только на местные рынки, но и экспортировать во все страны Восточной Европы; наличием высококвалифицированных кадров инженерного профиля, которые способны освоить работу на достаточно сложном оборудовании; доступом к материалам, которые используются в деятельности предприятия.
Компания динамически развивалась и имела огромные перспективы, поэтому естественно, я был заинтересован в тесном и долгосрочном партнёрстве. Пытаясь использовать время работы со своим клиентом максимально эффективно, я решил обсудить некоторые детали нашего партнёрства, тем более что ранее он сообщил мне о том, что имеет дополнительное задание для нашей консалтинговой компании. Как оказалось, речь шла о его желании быть в курсе политических событий и тенденций в странах Восточной Европы, поэтому моим заданием должна была стать подготовка регулярных месячных аналитических докладов.
В ответ на мой вопрос, зачем он решил ввязаться в политику, ведь для стремительно растущей корпорации в странах этого региона, желательно оставаться вне данной сферы, он ответил фразой, которая заставила меня переосмыслить весь подход к политической аналитике: «Для меня очень важно хорошо понимать политическую специфику стран как раз для того, чтобы никоим образом, не быть втянутым в политику стран данного региона».
Действительно одной из наиболее характерных черт Центрально-Восточной Европы является чрезмерная заполитизированность всех сфер общественных отношений. Хорошо это или плохо –вопрос второстепенный. Главное, что должен понимать каждый предприниматель, стремящийся успешно развивать в странах этого региона серьезные бизнес-проекты, это то, что он непременно столкнётся с политическими рисками в бизнесе, даже если он будет стараться держаться в стороне от всех этих процессов.
Безусловно, самая лучшая политическая позиция для предпринимателя в странах ЦВЕ ‑ это нейтралитет и партнёрство со всеми ключевыми политическими группами (хотя существует много исключений). Однако, мысль о том, что такая позиция является наиболее простой стратегией, является опасным заблуждением. Большинство предпринимателей и СЕО уверенны, что для сохранения нейтралитета и конструктивных отношений со всеми политическими силами, достаточно просто ничего не делать и никуда не ангажироваться.
Это очень элегантная стратегия, однако только в теории, в практике все наоборот. В странах ЦВЕ Вы с высокой вероятностью окажетесь втянутыми в политически чувствительные вопросы даже если сами никуда не будете вмешиваться, а Ваша пассивность и неспособность правильно реагировать на такие вещи приведет только к тому, что Вы окажетесь в конфликтных отношениях со всеми политическими группами.
Сохранение нейтралитета и хороших отношений со всеми требует огромного труда и наличия четкой стратегии, построенной на знании и понимании политических рисков в странах данного региона. Абстрагирование от политики и ее игнорирование не поможет Вам избежать проблем. Развивая бизнес в странах ЦВЕ Вы должны быть готовы к такому развитию событий, поэтому чем лучше Вы будете понимать обстоятельства, тем легче Вам будет повернуть ситуацию в свою пользу.
Руководитель отдела политической аналитики
Most Solution Group
dr Aleksandr Sloboda
Nearshoring в ЦВЕ - новый тренд в ИТ-индустрии
Adrian Verner
Руководитель экономического направления
Три распространённые ошибки в управлении мультикультурным коллективом в корпорации
dr Natalia Ustinova
Тренер в сфере бизнес-коммуникации
Инвестиционный потенциал Центрально-Восточной Европы
Adrian Verner
Руководитель экономического направления